Мы перезвоним в ближайшее рабочее время
Сергей Гудков
Управляющий партнер «Инициум»
Будущее ритейла уже наступило. Компания Nike представила модель подписки на теннисную обувь для детей. Магазины Freshippo от Alibaba выявили потенциал offline-online UX и выделили более 40% торговых помещений для питания и кулинарии. А косметические бренды PaperWai и Glossier вышли на рынок direct-to consumer.
Волнения на рынке подталкивают бренды корректировать бизнес-модели и интегрировать технологии. В 2017 году закрылось семь тысяч розничных магазинов, среди которых Toys R Us, Gymboree, Payless, Wet Seal и The Limited. Предполагалось, что эта ситуация сохранится, но в 2018 году закрылось вдвое меньше магазинов, а несколько крупных риэлторских компаний даже разработали новые концепции для торговых центров.
Рынок развивается, и вместе с этим бренды ищут новые бизнес-подходы. Для этого стоит рассмотреть принципы работы крупных розничных рынков, например, Китая. Его продажи в первом квартале 2018 года составили 1436,8 млрд. долларов, что на 9,8% больше, чем в предыдущем году. Также, Китай является ведущим игроком в электронной коммерции. Он создал прецедент для праздничного шоппинга: день Холостяков достиг рекордных 25,2 млрд. долларов в 2017 году, что больше дохода от Черной пятницы и Киберпонедельника вместе взятых.
Китай задает темп цифровизации ритейла. WeChat, стал основным мобильным приложением, используемым ежедневно для всего: от переписки и чтения новостей до совершения покупок. У WeChat более одного миллиарда активных пользователей ежемесячно.
Для развития розничного рынка Китай использует искусственный интеллект. 67% китайских потребителей надеются, что бренды предоставят персонализированный шоппинг.
Косметическая компания SK-II открыла Future X Smart Store в Шанхае. Это в магазин, в котором используют искусственный интеллект, чтобы распознавать лица и давать персональные рекомендации по уходу за кожей.
Компания Burberry покорила сердца поклонников суточной распродажей в WeChat. Весь показ Весна-Лето 2019 года был доступен только один день: от тренчей и футболок с логотипами до кроссовок с монограммами. В результате, почти половина продукции была распродана до окончания распродажи.
Интернет изменил отношение потребителей к брендам. Это видно на примере медиаповедения миллениалов — 84% из них не любят и не доверяют рекламе. И если вы отказываетесь от миллениалов как от потребительской аудитории, то подумайте об их огромной покупательной способности: только китайские миллениалы покупают 30% мировых предметов роскоши.
Если люди не доверяют брендам, то кому тогда они доверяют? Инфлюенсерам и сверстникам.
Givenchy совместно с Kol Mr.Bags выпустила ограниченную серию сумок на День святого Валентина. Эта коллаборация окупилась за 1,2 миллиона юаней за 12 минут.
75% китайских интернет-пользователей размещают онлайн-отзывы о своих покупках минимум раз в месяц. Питер Штайн, генеральный директор Razorfish отметил, что в настоящее время в Китае насчитывается более трехсот миллионов человек, которые могут продвинуться по карьерной лестнице только после одобрения их покупок сверстниками в социальных сетях.
Китай придумал термины «retailtainment» и «enertainmerce». «Retailtainment» — это термин, объединяющий ритейл и развлечения (entertainment), в то время как «entertainmerce» — это смесь электронной коммерции и развлечений. Несмотря на спрос китайских потребителей на цифровые технологии, личный опыт считается наиболее эффективным среди 90% молодых китайских потребителей. Это заставило розничных торговцев объединить эти два подхода.
Компания Hermès организовала в Пекине мероприятие «Silk Mix», в котором поп-ап магазин сочетается с мини-программой WeChat. Мини-программа привлекла на мероприятие тысячи гостей и увеличила доходность официального счета Hermès более чем на 60%.
Компания Alibaba Group в прямом эфире транслировала восьмичасовой показ мод для Дня Холостяков на Tmall, где клиенты могли купить одежду, в то время как модели демонстрировали ее на подиуме. В настоящее время существует более трехсот платформ с тремястами миллионами пользователей, использующих подход «смотрите и покупайте».
Главные тренды ритейла задают большие рыночные игроки. Он сформировал три основных тенденций на следующий год: цифровизация, сотрудничество с лидерами мнений для хороших отзывов от потребителей и их ровесников, а также объединение e-commerce с развлечениями и упором на эмпирический маркетинг.